30/04/2017   Москва: 11:48   Пермь: 13:48 Пермь:     Москва:     Санкт-Петербург: www.dp.perm.ru
На главную   |   Сделать стартовой   |   Добавить в избранное   |   RSS
Телеком плюс новый

Истины нет - есть мнения
Деловое Прикамье - форум-газета предпринимателей Пермского края
Политика
Обзоры СМИ
Экономика
Новости компаний и организаций
Полезно прочесть
Культура
Социум
Финансы
Спорт
Форум
Архив
Правопорядок
Образование
Досуг

Жить не так, как вообще

Фото: Владимир Абашев
Сегодня мы беседуем с Владимиром Васильевичем Абашевым. Встреча состоялась 19 ноября в поселке Всеволодо-Вильва Александровского района, на первом семинаре-практикуме «Пстернаковские чтения: путешествие в Варыкино».
Ему 50 лет и половина отдана преподавательской деятельности. Его ученики становятся номинантами престижной литературной премии Андрея Белого. Заведуюет кафедрой журналистики Пермского университета, доктор филологических наук, преподает историю русской литературы. Его книга «Пермь как текст» (2000г.) – первый опыт целостного описания конкретного города как феномена культуры. Читатели уделили достойное внимание его книге очерков «В поисках Юрятина: Литературные прогулки по Перми» (2005г.). Он дважды становился Лауреатом премии Пермской области в области культуры и искусства (1996 и 2000гг.) Возглавляемый им общественный фонд «Юрятин» стал инициатором региональной культурной программы «2006: Год Пастернака в Прикамье». В рамках этой программы в июле 2006 года в Перми прошла Международная конференция, посвященная творчеству Пастернака. В ней участвовали ученые из США, Италии, Нидерландов, Швеции, Германии, Франции, Польши, Канады. В 2001 году фонд «Юрятин» стал Лауреатом премии Малый Буккер. Этот человек хорошо известен в литературных и творческих кругах Пермского края, Москвы и других географических центрах культуры.


– Владимир Васильевич, на «Пастернаковские чтениях» Вы были основным докладчиком. Более десяти лет Вы занимаетесь изучением жизни и творчества Бориса Пастернака, почему Вам так близка эта тема?

– Это профессиональный интерес. В девяностые годы эта тема очень сильно меня заняла. Пастернак является очень живой эстетической единицей. Его творческая энергетика движет мной в моих начинаниях, интригует. Он заставляет думать о себе. Одновременно Пастернак не может являться абсолютной доминантой, закрывающей все остальные горизонты.

– Что значит имя Пастернака для Пермского края?

– Для любого человека будет важным не только материальная составляющая, но и ценностная сторона жизни. Имя Пастернака, и любое другое имя, вошедшее в историю, придает конкретному месту особый смысл, особое измерение. И мы с вами в этом месте испытываем гордость. Человек не любит пустоты, поэтому пространство должно быть ценностно заполнено. Заполнят пространство культура! И далек ли от культуры человек, близок ли к культуре человек, для него очень важно, что это конкретное место имеет большой смысл. Тогда у человека есть некая история. Так же и Пастернак для Всеволодо-Вильвы и Пермского края является частью нашей истории. Пастернак – человек мирового значения. Он лауреат Нобелевской премии.

– К сожалению, так и не получил эту премию.

– Реально не получил, но решение состоялось и премия была присуждена. Под давлением советской власти он был вынужден отказаться. Причем большого вреда роман «Доктор Живаго» нашему тоталитарному режиму не принес бы. Здесь сыграла свою роль твердолобость позиции властей.

– Не искусственное ли притягивание имени Пастернака к Прикамью?

– Нет! Абсолютно не искусственное! Пребывание Пастернака во Всеволодо-Вильве, в Прикамье, его поездки – были не проходным эпизодом в его биографии, но ключевые! Это время очень многое определило в его дальнейшей жизни. «Доктор Живаго» – это уральский роман. Впечатления, полученные на Урале, создали некий фонд, питающий его творчество. Май-июнь 1916 года для Пастернака стал тем решающем рубежом, на котором он ощутил себя поэтом.

– Действительно ли пермяки и жители Прикамья знают, любят и читают Пастернака?

– «Знают, читают и любят» – вот за это не отвечаю. Но о том, что здесь жил и творил Пастернак, вот это уже знают! Сейчас нужно искать методы и формы движения читателей. Например, программы по литературе должны быть регионально специфичны. К общему ядру по всей России должна присоединяться история региона для местных учеников и студентов. Знаю точно, что для всеволодо-вильвенцев Пастернак – предмет гордости. Здесь его изучают, действует школьный музей и дом Пастернака.

– 2006 год Пермь жила под лозунгом «Культурная столица Поволжья». Был ли оправдан этот лозунг?

– Оправдан вполне! Только вот пермская пресса заняла позицию к этой теме очень легкого и пустого иронизирования. Но все же около 90% пермяков знают о культурной столице, знают об этой программе и оценивают ее положительно. Пермь ощутила повышение культурного тонуса. Пермь почувствовала и пережила статус культурной столицы. Можно говорить: «хорошо» или «плохо», но это состоялось.  

– А как Вы оцениваете уровень прикамской культуры относительно России? Этот уровень как-то отличается и можем ли мы говорить о перспективе прикамской культуры?

– Сейчас развитие прикамской культуры имеет положительную динамику. И это после того как мы пережили период, когда нужно было думать только о выживании, и культурные заботы казались второстепенными. Только за последние года три в общественности появились симптомы осознания важности культурной и просветительской деятельности. Конечно, люди, интересующиеся и живущие культурой были всегда. Теперь к ним тоже появляется внимание.

Перспективы культуры в наше время не всегда предсказуемы. В целом, мне кажется, что намечается поворот к культуре со стороны политиков и бизнесменов. Я бы сказал, что становится модным быть культурным.

– Но мода не влияет на тягу к культурным ценностям.

– Да! Мода не влияет! Но мода создает некий культурный спрос. И творческие люди начинают цениться, к ним появляется более внимательное отношение. И потом в современных условиях сплав бизнеса и культуры неизбежен. И этот сплав нужен и важен! Я понимаю, что возможны перегибы в разные стороны и возможна коммерциализация культуры. Но только бояться этого фатально не нужно.

– Для новых имен в культуре и искусстве сейчас дорога развития легче?

– Я думаю, что легче. Но появляется соблазн, вызванный рыночным спросом. Например, дамский или детективный роман быстро напишут. Появляется слой авторов, которые издаются часто в разных местах, появляется некий рынок литературной работы.

– Не слишком ли мало внимания местные власти уделят своим представителям и носителям культуры и все больше обращаются к культурным ресурсам Москвы или соседних регионов?

– Я бы не сказал, что это так. Культурный импорт всегда был и есть. Сейчас на этот импорт работают еще и рыночные механизмы. Мы должны быть еще больше открытыми в области культуры и больше везти к нам представителей соседних регионов. В целом, мне кажется, что у нас все ж таки нет острого ощущения ненужности, невостребованности в своей культуре. Но нужно заметить, что местная культурная политика сводится к выбору приоритетов. Здесь определяются объекты и сферы культуры, в которые нужно инвестировать и от которых ожидается отдача и рост. И чтобы не «размазывать» финансовые средства и внимание, власть сосредоточилась на конкретных направлениях.

– Не могу не спросить Вас, как заведующего кафедрой журналистики ПГУ о журналистской жизни Прикамья. Каковы тенденции и состояние прикамской журналистики?

– В целом, по состоянию журналистики, мне нравится, что формируется сектор деловой прессы – ниша, которая сейчас хорошо заполняется. Это спокойные, профессиональные, аналитические газеты, не спешащие со звонкими и кричащими заявлениями. К сожалению, не так хорошо обстоят дела с общей публицистикой. Уровень наших политических анализов, прогнозов, аналитики сильно связан с конъюнктурой, с пристрастностью, с ангажированностью авторов. Соответственно этот уровень не отражает объективности. Радует, что культурная журналистика начинает расти.

– Как Вы оцениваете потенциал абитуриентов и своих выпускников? Когда встречаете новых абитуриентов, за голову не хватаетесь со словами: «Боже, кто к нам приходит?!»

– Нет! Нет! По отзывам наших преподавателей сейчас становится все больше ребят, которые жадно хотят учиться! Раньше такого рвения к учебе не было, значит что-то меняется! За последние два-три года появляются студенты на первом курсе, которые требуют знаний, которые хотят знать больше! Это очень обнадеживает.

– То есть, среди студентов и абитуриентов ценность образования повышается?

– Безусловно! А это, в свою очередь, определяет отношение преподавателей к своей работе. Студенты начинают спрашивать с нас современные знания. Что греха таить, за девяностые годы педагоги расслабились. В то время преподаватель потерял возможность концентрироваться на преподавании. Сейчас появилась определенная стабильность и возможность для повышения уровня педагогики. Но с тревогой думаешь о том, как долго продержится эта стабильность, слишком уж все связано с экономической конъюнктурой жизни общества.

– Что Вы черпаете из творческих проектов для себя?

– Мне доставляет удовольствие инициирование творческой энергии. Приятно общаться с людьми, когда я вижу, что им интересно и важно узнать новое. Конечно, радостно слышать одобрительные реплики тех, у кого рождаются новые идеи, появляется желание работать дальше и больше. Такие отзывы для меня являются главным. Еще очень важен эффект, когда творческие встречи дают импульс к продолжению начатого дела. Творческие проекты – это движение в том направлении, которое имеет смысл и значимость для общества. Например, когда в Перми отрывается ресторан «Живаго» или в театре драмы ставят мюзикл «Доктор Живаго», мы знаем, что это как-то связано с тем движением, которое мы начинали, что это отголоски нашей работы.

– Вы ощущаете себя неким космосом, наполненным ценностями и смыслом?

– Человек не может жить в пустом мире, он всегда ищет смысл и ценность, и поэтому вокруг себя все организует. Любой человек создает какие-то формы, меняет вокруг себя пространство и наполняет его своими символами, делает его приемлемым для себя. Я ощущаю необходимость формировать вокруг себя среду и наполнять ее теми значениями и ценностями, которые я считаю важным и не только для себя самого.

– Говорят, что серость и обыденность жизни побеждает любое творческое начало. Бываю моменты, когда Вы чувствуете себя побежденным?

– Нет! (Смеется…) Жизнь, вообще не серая! Удивляться надо! Потому что умение удивляться – это начало любого творчества. Нужно уметь видеть странность там, где кто-то видит обыденную плоскость. Все вокруг нас странно, загадочно и увлекательно! Жизнь интересная! Мое отношение к жизни одним словом – азарт.

– Бытует мнение, что активная общественная или творческая деятельность отвлекает от личной жизни. Вы подвержены этому отвлечению? Одиноки ли Вы в этом мире?

– Вот уж абсолютно, нет! Есть масса людей, которые не равнодушны ко мне и я, в свою очередь, к ним! У меня есть семья: дочь Соня, которой на днях исполнилось восемнадцать лет, жена Марина, она является деканом филологического факультета педагогического университета. С женой мы делаем много интересных проектов, у нее большой творческий потенциал и энергия, она умеет смотреть на мир совершенно необычным образом.

– Тепло, любовь, внимание Вы получаете в семейном кругу.

– И в семейном, и в дружеском!

– И у Вас гармонирует личная жизнь и работа?

– И даже все неразрывно связано! Вообще, люди, которые преподают, что-то пишут, что-то организовывают, все они связаны. Мы общаемся в кругу, где нам интересно, любопытно.

– В Ваших проектах Вы можете назвать себя бизнесменом?

– Нет, у меня другое мышление. Хотя бизнес – это творческая работа, и требует других способностей. В своих проектах я идеолог, формулирую идеи, а вот менеджер может реализовать их в коммерческом плане. Считаю, что у меня нет коммерческой жилки. Может быть, поэтому большинство проектов некоммерческие.

– В своей жизни Вы придерживаетесь какого-то плана?

– Скорее, я человек спонтанных решений. Сфера деятельность, в которой сейчас живу и работаю, определилась в начале девяностых. Конечно, сейчас все более или менее ровно. Вот после пастернаковских чтений стало очевидным, что нужно работать над методическими пособиями по изучению литературы, что нужно дать учителям эффективные инструменты обучения. Это одно из ближайших направлений работы, это то, чем нужно уже поскорее заняться! А далекое будущее не загадываю и не рассказываю о нем. В этом есть определенное мое суеверие. Поживем – увидим!

 

Послесловие

Насыщенный график семинара не позволил задержаться на долгий разговор. Участники и руководители уже ждали нас в автобусах для поездки по пастернаковским местам. Для участников и организаторов этот семинар-практикум несомненно дал импульс для новых творческих и профессиональных достижений. Все сходились в одном: хочется участвовать во всем интересном, насущном, чтобы жить, как говорил Пастернак: «не так, как вообще»!

 

Илья Телегин

корреспондент березниковской независимой газеты «НЕДЕЛЯ.RU».

ФОРУМ / ГОРЯЧАЯ ТЕМА

Дороги, дороги

82 сообщений / Высказать мнение »
СВЕЖИЙ НОМЕР

ОБРАЗОВАНИЕ

Образовательные программы для бизнеса
АНОНС НОМЕРА

ФОТОРЕПОРТАЖИ

Все фоторепортажи

ГОЛОСОВАНИЕ

Говорят, что после президентских выборов произойдет двукратное повышение цен на бензин. Что вы в этом случае предпримете?

 
 
 
 
 
 
 





614000, г. Пермь, ул. Краснова, 24
Для корреспонденции: moderator.dpperm@gmail.com;
614000, г. Пермь-100, а\я 4145, ИП Яковлев Ю.Н.
Руководитель проекта: Петухов Александр Леонидович, +79223465680
Редактор: Ярошенко Владимир Евгеньевич, +79223465660